Предисловие к сборнику «Двухголосные диктанты»
Сборник двухголосных диктантов предназначен для работы в среднем-высшем звеньях ССМШ, ДМШ и музыкальных училищах. В издание вошли наряду с фрагментами из профессиональной композиторской музыки разных стилей, народными песнями, также примеры автора.
Основной целью работы над двухголосным диктантом является выработка необходимого каждому музыканту гармонического слуха. Поэтому очень важно уже с самого начального этапа обучения следить за тем, чтобы учащиеся записывали сразу оба голоса, стремясь охватить гармоническую вертикаль, а не начинать с мелодии, «подгоняя» затем «под неё» нижний голос. На мой взгляд, такая система записи не приносит никакой пользы и является в корне ошибочной.
Деление пособия на разделы соответствует общепринятым требованиям по классам. Методологический подход к данному виду деятельности на уроке сольфеджио обусловил внутреннюю структуру разделов. Так, начиная с четвертого по восьмой классы, где работа над двухголосием, начиная с азов, должна вестись планомерно, включает различные (метроритмические и технологические) трудности. Отсутствие такого детального деления в разделе для старших классов связано с тем, что основное внимание в этот период обучения уделяется трёхголосному диктанту. Двухголосный диктант является эпизодической (хотя и необходимой) формой работы. Поэтому материал для последнего раздела можно использовать в любом из старших классов, выбирая подходящие по трудности примеры.
В конце четвёртого-седьмого классов предлагается форма творческого упражнения — вопросительные предложения. Можно рекомендовать следующую методику работы с ними. После записи каждого такого мини-диктанта (по памяти или с трёх-четырёх проигрываний) учащиеся должны досочинить второе предложение.
Автор надеется, что сборник «Двухголосные диктанты» принесёт пользу преподавателям-сольфеджистам, а также учащимся в их самостоятельной домашней работе.