SolFa


Как писать диктанты

Писать диктанты не так просто, как кажется на первый взгляд. Просто сесть и слушать случайно выбранный диктант до тех пор, пока не наступит просветление — не нужно. Есть много других, более приятных способов убить большое количество свободного времени :)

  • Во-первых, лучше всего, если диктанты подберет квалифицированный педагог. Он сможет составить план занятий с учетом вашего уровня подготовки. Если же такой возможности нет, то поможет простое правило: если вы можете правильно написать диктант какого-то уровня сложности за 6-9 прослушиваний (чем выше уровень сложности, тем больше раз можно слушать), то можно приступать к следующему уровню. Если он не получается, следует вернуться назад, уменьшив количество прослушиваний.
  • Во-вторых, диктант должен слушаться лишь целиком — ведь музыка всегда звучит целиком, не правда ли? Прослушивать фрагментами допустимо лишь в особых случаях: например, если диктант уже проверен, но хочется все-таки вникнуть в непонятные моменты.
  • В-третьих, проверка диктанта (если нет педагога) должна осуществляться сразу же после написания и со всей беспристрастностью. Если есть ноты, разумеется, все просто; но если их нет под рукой, тоже не беда. Нужно лишь сыграть на инструменте (лучше на фортепиано) диктанта и сравнить звучание. Если что-то не совпадает — корректируем.
  • В-четвёртых, оценивать диктант тоже нужно без скидок: две существенные ошибки (например, диссонирующий интервал по вертикали в двухголосном диктанте вместо консонирующего, а не просто случайно забытый диез в сложной полифонической трёхголосной фактуре) — минус балл по пятибалльной шкале. Ну а что вы хотели? Звучит это настолько по-разному, что перепутать случайно просто невозможно :-) Так что существенная ошибка — это та, которую слышно сразу же.

Далее