SolFa

Details

Метр и восьмитакт

Метрический восьмитакт

Основа классической формы, начиная с венской классики — метрический восьмитакт.

Лёгкие и тяжёлые такты

В европейской музыке всегда есть лёгкие и тяжелые такты. Тяжелые — это те, на которых что-то заканчивается (фраза, предложение, период). В классическом варианте все чётные такты тяжелые, а все нечетные — лёгкие. В связи с этим получается классическая схема восьмитакта:

form32

Метрические функции тактов

8 метрических функций тактов; при этом т.4 = серединная каденция, т.7-8 — заключительная каденция. Каждый такт в восьмитакте получается уникальным за счёт разницы тяжести тактов, поэтому можно говорить о метрических функциях тактов, называя их по номерам: второй, третий, четвёртый.

Их можно назвать и словами; т.1 — начало (не бывает два раза, начало всегда одно); т.4 — серединная каденция; т.6 всегда подводит к каденции и настоятельно её требует (достаточно остановиться в т.6, и в голове прозвучит ожидаемая каденция). Однако сказать, что это «второй такт» короче, чем объяснять пространно его функцию.

Других функций тактов, кроме восьми, не существует. Если в периоде/большом предложении больше тактов, чем 8, то некоторые функции тактов повторяются.

Мотив и размер

Единица измерения — мотив, т.е. наименьшая единица формы, содержащая одну сильную долю. Мотив может не совпадать с тактом (быть меньше или больше), но 1 сильная доля в нём обязательно есть.

Размер звучащий (реальный) может не совпадать с написанным. Важно определить реальный размер. Если это вызывает сложности, то есть две подсказки: а) гармония, как правило, меняется со сменой такта. Если все аккорды тянутся по 2 такта, скорее всего, размер не 3/4, а 6/4. Если, наоборот, гармоний в такте очень много, возможно размер не 4/4, а 2/4; б) заключительная каденция практически всегда показывает правильный размер. Если тоника в полной совершенной заключительной каденции оказывается в т.15, то размер, скорее всего, в два раза крупнее (и это не 15-й, а 8-й такт).