Масштабно-тематические структуры
Поскольку весь восьмитакт состоит из 4 двутактов (легкий – тяжелый), то внутри этих двутактов возможно всего две комбинации мотивов: либо два схожих мотива (условно 11; схожесть определяется, в первую очередь, по ритму - звуковысотность на этом уровне вторична), либо два разных (условно 2). Два схожих мотива на слух отделены друг от друга, два разных на слух не разделяются.
Отсюда 4 стандартных вида масштабно-тематических структур:
- Дробление 211
- Суммирование 112
- Периодичность (повторность) 22 или 1111
- Дробление с замыканием 22112
Период и большое предложение
На этом уровне возникает структура периода и большого предложения.
Если 12 и 56 одинаковы по масштабно-тематической структуре (оба 2 либо оба 11), это период (т.е. «повторный»).
Если 12 и 56 разные по масштабно-тематической структуре (обычно 12 – это 2, а 56 – это 11), это большое предложение.
Важно: чаще всего в пределах восьмитакта мотивов немного, поэтому в обоих случаях 56 такты вряд ли будут сильно отличаться тематически от 12.
Почему именно масштабно-тематическая структура, а не тематизм?
Когда человек слушает музыку, он ощущает МЕТР. Метр есть внутри такта (сильные и слабые доли), метр есть в двутактах (легкий и тяжелый такты), внутри четырёхтакта (легкий и тяжелый двутакт), внутри восьмитакта (легкий и тяжелый четырехтакт. За счет этого законченная форма возникает в т.8, а не в т.4).
Для ощущения соотношения мотивов внутри двутакта достаточно осознать, разделяются они или нет, 2 или 11. И форма возникает именно на уровне метра, не на уровне тематизма. Для сравнения тематизма мотивов их надо сначала запомнить, для сравнения же сильного и слабого такта достаточно зафиксировать «делились или нет» (= «схожи или различны»), это значительно проще.
Поэтому тематизм непринципиален для деления на период и большое предложение.
- Простые формы
- Составные формы
- Вариационная форма
- Рондо
- Сонатная форма
- Определения
- Метр и восьмитакт
- Масштабно-тематические структуры
- Каденции
- Сложные и большие периоды
- Неквадратность
- Порядок анализа периодов/больших предложений