SolFa

Details

Вторая часть простой двухчастной репризной формы

Вторая часть простой двухчастной репризной формы состоит из двух разделов: середины (развивающий или оттеняющий участок) и репризы (завершающий участок, повторяющий одну из половин первой части). Принципиально важны пропорции: при стандартном размере первой части в 8 тактов середина и реприза будут занимать по 4 такта. Возможны отступления, но небольшие, плюс-минус один-два такта. Именно небольшие размеры середины и репризы обусловливают их объединение в одну часть, несмотря на функциональные различия. При увеличении же размеров середины и репризы форма становится простой трёхчастной. Для восприятия формы как двухчастной важны не только пропорции, но и абсолютная протяжённость частей. Например, форма из 16-тактового периода, 8-тактовых середины и репризы при крупном размере и медленном темпе (Рахманинов, прелюдия для фортепиано ре мажор) воспринимается как простая трёхчастная: из-за пространности целого пропорции схватываются с трудом.

Середина

Середина обнаруживает те же закономерности, что и развивающий участок простой двухчастной безрепризной формы:
  1. Гармония чаще более неустойчивая, чем в первой части и в репризе: доминанта и доминантовый органный пункт, побочные тональности, доминанта побочной тональности, секвенции. В качестве исключения возможна устойчивая середина на тоническом органном пункте. Шуберт Лендлер op. 18 №11
  2. Тематический материал середины неограничен, используются как мотивы первой части, так и новые, но в рамках одной темы.
  3. Структура допускает любые варианты, но чаще всего середина состоит из двух двутактов – одинаковых, варьированных или секвентных.

Реприза

Реприза воспроизводит первое или второе предложение начального периода (или одну из половин большого предложения). Повторение может быть точным, но чаще с некоторыми изменениями – как фактурно-регистровыми (на октаву выше, в другой динамике), так и мелодико-гармоническими (в силу необходимости закончить другой каденцией, например). Возможна и реприза из свободно скомбинированных мотивов первой части.
Примеры
Образцово-показательные
Л. ван Бетховен. Соната для фортепиано № 1, II ч. Sonat01r.page05 Л. ван Бетховен. Соната для фортепиано № 2, IV ч. Sonat02r.page12
Первая часть - большой период
А.Н. Скрябин. Прелюдия a-moll op. 11 №2 Scriabin - Twenty-Four Preludes, Op.11.page03 Scriabin - Twenty-Four Preludes, Op.11.page04
Изменения в репризе
Ф. Шопен. Прелюдия cis-moll op. 28 №10 (с дополнением) 24 Preludes, Op 28.page13