Вариации на выдержанную мелодию
Вариации на выдержанную мелодию (вариации на мелодию остинато) — это вид вариационной формы, в которой тема-мелодия не изменяется, а варьирование происходит в остальных голосах.
Способы варьирования
Фактурно-тембровое варьирование
Изменение изложение, введение новых фактурных рисунков.
Н. А. Римский-Корсаков. Третья песня Леля из III д. оперы «Снегурочка»
Начало темы
Начало первой вариации
Начало второй вариации
Полифоническое варьирование
Полифоническое варьирование предполагает введение новых достаточно самостоятельных мелодических линий, иногда даже звучание мелодии на фоне имитационных форм (канона, фуги).Н. А. Римский-Корсаков. Песня веденецкого гостя из IV картины оперы "Садко"Тема "Город каменный", Вариация I "А и раз в году церковь чудная" (каноническая имитация темы в сопровождении), Вариация II "Соезжаются к ней да дивуются" (полифонические контрапункты к теме)
Гармоническое варьирование
Гармоническое варьирование выражается в создании новой гармонизации мелодии, которая может быть как относительно близка первоначальной и лишь детализировать ее, так и не иметь с ней практически ничего общего.Перегармонизация, близкая к оригиналу
М. П. Мусоргский. Хор девушек "Плывёт, плывёт лебёдушка" из оперы "Хованщина" Тема (6 тактов), три традиционные вариации, из которых последняя оборвана (убивают князя Хованского), и четвёртая сокращённая - её поёт боярин Шакловитый, глумясь над трупом князя ХованскогоСильные гармонические изменения при варьировании
М. И. Глинка "Персидский хор" из оперы "Руслан и Людмила" Тема Вариация III (перегармонизация неизменной темы в параллельном миноре)
- Простые формы
- Составные формы
- Вариационная форма
- Рондо
- Сонатная форма
- Определения
- Метр и восьмитакт
- Масштабно-тематические структуры
- Каденции
- Сложные и большие периоды
- Неквадратность
- Порядок анализа периодов/больших предложений