Организация цикла
Главная композиторская проблема в вариационной форме — создание цикла из множества похожих или непохожих пьес, так или иначе связанных тематически. Часто это приводит к созданию формы второго плана, в которой связаны не отдельные вариации, а группы вариаций. В таких случаях развитие часто идёт «волнами» по нарастающей, между которыми могут быть «островки спокойствия».
Простейший способ объединения небольшого количества вариаций в единое целое: тема, затем две-три строгие фигурационные вариации (как бы экспозиция), минорная вариация с чертами характерной (как бы средний раздел), одна-две вариации в мажоре, часто прямо напоминающие оригинальную тему (как бы реприза). При большом количестве вариаций таких волн может быть несколько, причем они сами могут уже образовывать подобную трехчастную структуру, может возникать рондообразность и т.п.
Пример
Й. Гайдн Соната № 31 ми мажор для фортепиано (1776), III ч.
Тема
Вариация I
Вариация II
Вариация III, минорная (повторения выписаны)
Вариация IV (повторения выписаны)
- Простые формы
- Составные формы
- Вариационная форма
- Рондо
- Сонатная форма
- Определения
- Метр и восьмитакт
- Масштабно-тематические структуры
- Каденции
- Сложные и большие периоды
- Неквадратность
- Порядок анализа периодов/больших предложений