Романтические свободные жанрово-характерные вариации
В эпоху романтизма строгие фигурационные вариации стали менее значимыми, и на передний план вышел другой способ варьирования — жанрово-характерный. В этом случае каждая вариация обретает индивидуальность — если не четко прочитываемый жанр, то как минимум собственный характер. В этом случае связь с темой становится довольно далекой — например, может быть сохранен только один яркий мелодический или гармонический оборот. В связи с этим логично, что жанрово-характерные вариации чаще строгие (что, разумеется, не отрицает существования строгих жанрово-характерных вариаций).
Тема
Тема для свободных вариаций совпадает с темой для строгих вариаций за одним исключением: если в классических строгих вариациях тема преднамеренно простая, то в романтических свободных тема может быть любой, в том числе очень яркой. Это связано с тем, что тема изменяется значительно сильнее, чем это возможно при фигурационном варьировании, и неяркую тему сложно будет узнать в вариации.
Метод жанрово-характерного варьирования
Жанр в вариации может быть довольно обобщённым (скерцозность, песенность, танцевальность, маршевость) или вполне конкретным (похоронный марш, колыбельная песня). Очень распространены легко «считывающиеся» жанры: скерцо, марш, вальс, мазурка, романс, ноктюрн, фуга.
- Простые формы
- Составные формы
- Вариационная форма
- Рондо
- Сонатная форма
- Определения
- Метр и восьмитакт
- Масштабно-тематические структуры
- Каденции
- Сложные и большие периоды
- Неквадратность
- Порядок анализа периодов/больших предложений