Мотив
Мотив – это наименьшая единица формы: звук или группа звуков, объединённых вокруг одной сильной доли.
Границы мотива и такта могут не совпадать. Чаще всего мотив наиболее ярко проявляется в мелодии, но может включать в себя весь комплекс средств.
Внутри мотива могут быть схожие мелодико-ритмические группы, не обладающие метрической самостоятельностью; они называются субмотивами.
Объединение двух мотивов, из которых первый лёгкий, а второй тяжёлый, называется фразой.
Й. Гайдн. Лондонская симфония № 103, Менуэт![]()
Способы мотивного развития
- Проведение мотива в той же гармонии, но от другого звука;
- Проведение мотива в другой гармонии;
- Сужение интервалов в мотиве;
- Расширение интервалов в мотиве;
- Обращение (те же интервалы в противоположном направлении);
- Изменение общего мелодического рисунка;
- Мелодическое фигурирование мотива;
- Ритмическое варьирование мотива;
- Увеличение (пропорциональное укрупнение длительностей);
- Уменьшение (пропорциональное укорочение длительностей);
- Дробление (сохранение лишь части мотива);
- Изменение метрического положения;
- Варьирование протяжённости мотива (непропорциональное изменение ритма, вставка дополнительных звуков).