Малое рондо
Малое рондо - это рондо с одной или двумя темами и ходами между ними. Условно однотемное малое рондо называется первой формой рондо (в быту "первое рондо"), а двухтемное - второй (в быту "второе рондо").
Первая форма рондо
Однотемное рондо состоит из темы, хода и повторения темы. Оба раза тема звучит в основной тональности. Тема, как правило, написана в простой двухчастной или простой трёхчастной форме. Ход в малом рондо - это неустойчивое построение, сначала уводящее от главной тональности, а потом возвращающееся к ней.Вторая форма рондо
Двухтемное рондо состоит из главной темы (в основной тональности), побочной темы (в побочной тональности) и повторения главной темы в основной тональности. Между проведениями тем - ходы. Ход от главной к побочной называется уводящим (он, как правило, небольшой, иногда может вообще отсутствовать), от побочной к повторению главной - возвратным (он, как правило, длиннее уводящего).Отличительные черты тем и ходов малого рондо
Схематически форма малого рондо напоминает более простую по структуре составную трехчастную форму. Но это принципиально разные формы:- Составная (сложная) трёхчастная форма - всего лишь набор из двух равнозначных простых форм, которые могут существовать самостоятельно: так, в традиционном варианте сложной трёхчастной формы из двух менуэтов каждый можно исполнить отдельно. В малом рондо существует иерархия тем (главная - побочная), которая отражается и в тональности (побочная тема всегда в побочной, т. е. не в главной тональности), и в структуре тем (побочная тема более рыхлая и размытая, главная же имеет более чёткую конструкцию), и в тематических связях. Если отдельно от составной трёхчастной формы отличить, который из менуэтов первый, а который второй, не представляется возможным даже после специальных тренировок, то главная и побочная темы малого рондо отличаются и вне собственно формы рондо.
- Форма малого рондо традиционно была формой медленной части (отсюда второе название обеих форм малого рондо вместе - форма Adagio, она же форма Andante), в то время как сложная трёхчастная - это форма менуэта и скерцо. Медленный темп располагает к более сложной и продуманной форме, в то время как темп скерцо приводит к более простой конструкции.
- Малое рондо - форма более высокого класса, чем составные. Она предполагает, помимо наличия модуляций (которых нет в составных формах) и противопоставления главной и побочной тем, также высокий уровень тематической работы и вообще композиторской работы в целом.