Двойная простая трёхчастная форма
Прообраз двойной простой трёхчастной формы - трёхчастная форма с повторением частей. Но в отличие от точного (или фактурно варьированного) повторения, не меняющего тип формы, в двойной форме середина и реприза повторяются с серьезными изменениями (гармоническими, фактурными, тематическими).
Получается следующая схема:
- Экспозиция
- Середина
- Реприза=экспозиция (т.е. раздел выполняет одновременно функции завершения формы и изложения мысли)
- Середина
- Реприза
Тональные изменения
Р. Шуман. Интермеццо из "Венского карнавала" (первая реприза заканчивается в тональности доминанты вместо основной, в результате чего повторение середины оказывается квартой выше)![]()
![]()
![]()
Тональные и структурные изменения
Р. Шуман Minore I из Арабесок op. 18 (вторая середина больше; заканчивается неустойчиво, т.к. это раздел внутри более крупной формы)![]()
![]()
Полностью разные середины
Й. Гайдн. Соната №5, ч. III (первая середина: 8 тактов, строится по образцу большого предложения; вторая середина: 20 тактов, состоит из построения типа периода из трёх предложений в доминантовой тональности и ходообразного построения, идущего к доминанте через параллель субдоминанты)![]()