Масштабно-тематические структуры
Масштабно-тематические структуры – это сочетания отдельных однотактовых мотивов и слитных двутактовых (=двумотивных) фраз.
Два одинаковых или похожих мотива образуют раздельное сочетание: 1 1. Два разных мотива образуют слитное сочетание: 2. Необходимая для разделения или слияния степень различия зависит от стиля композитора, контекста мотивов и определяется по сумме признаков, основной из которых в классической музыке – ритм. Ритмическое сходство или различие мотивов – основное; его дополняют или оттеняют мелодия, гармония и фактура.
Таких структур всего четыре: периодичность, дробление, суммирование и дробление с замыканием. При их схематической записи буквами обозначаются мотивы, а цифрами - такты.Простой случай
В. А. Моцарт. Соната для фортепиано №10 K330, IV ч. Слева 2 (два разных мотива, образующих единую неделимую фразу), справа 11 (два сходных мотива, образующих фразу, на слух чётко делящуюся на отдельные мотивы)![]()
Сложный случай
Несмотря на то, что мотивная схема предложения скорее намекает на схему 1111, здесь 22, т.к. мотивы объединены гармоний: в первой фразе невозможно оторвать D7 первого такта от его разрешения во втором такте, во второй фразе мотивы объединены непрерывным движением восьмыми и мелодическим различием. В. А. Моцарт. Симфония №41, III ч.![]()