Родство тональностей – большая или меньшая близость тональностей, определяемая количеством и значимостью их общих элементов (звуков, аккордов, интервалов). Родство тональностей – одно из важнейших свойств модуляционного пространства в классико-романтической гармонии. На нём основано ощущение тонального движения – удаление от T или приближение к ней. Родство тональностей учитывает типы интервальных связей (кварто-квинтовые (D,S), параллели как пары аккордов с общей б. 3), различие в составе конкретной системы вследствие исторической эволюции гармонии (к d-moll в 9 симфонии Бетховена es-moll – далёкая тональность, а к d-moll из 5 симфонии Шостаковича – значительно более близкая из-за роли IIb в главной теме).
Данной тональности родственны те тональности, T
53 которых входят в эту тональность, то есть параллель, тональность натуральной D и параллель к ней, тональность натуральной S и её параллель, тональность минорной S для мажора и мажорной D для минора. Остальные тональности – отдалённые.
Система родства тональностей Римского-Корсакова (к C-dur и a-moll)
I степень родства: к мажору T
p, D, D
p, S
p, S, S
г. К минору T
p, D
нат, D
натp, S
p, S, D
г. Минорная S и мажорная D – тональности гармонического родства, остальные – диатонического.
II степень родства:
Тональности, родственные для тех, которые входят в группу I степени, образуют группу тональностей II степени родства (при исключении повторяющихся тональностей и дублирующих I степень получается 12 тональностей).
|
As |
A |
B |
H |
(C) |
Des |
D |
Es |
E |
|
g |
|
|
b |
h |
c |
|
|
|
|
|
|
As |
a |
b |
h |
(c) |
Des |
d |
es |
e |
|
|
|
|
|
|
C |
Des |
D |
|
|
F |
У тональностей второй степени родства лишь один-два общих аккорда с главной тональностью.
III степень родства: ни одного общего аккорда с главной тональностью.
Это тональность тритонового соотношения к главной, одноимённая к тритоновой и ряд от неё по квинтовому кругу до параллельной к тритоновой (пять тональностей).
Итого получается 6 тональностей I степени родства, 12 тональностей II степени, 5 тональностей III степени.
Система родства тональностей Катуара
I степень – пять тональностей чисто диатонического родства
II степень – четыре тональности с одной парой общих трезвучий, отличаются от главной на 2 знака.
III степень – все остальные, которые не имеют общих трезвучий в пределах диатонических систем.
Система родства тональностей Яворского
Принцип родства – в общности систем (единичной и двойной) (единичная – разрешение тритона полутоновым движением вовне или внутрь, в двойной перекрещиваются два тритона, в C-dur это d-as и dis-a). Отсюда два класса тональностей: родственные и неродственные.
Родственные тональности не содержат тритона к T
53 главной тональности. Остальные – неродственные.
К C-dur: все пять диатонических трезвучий, одноименная, минорная S и её параллель, большая медианта, однотерцовая к D, увеличенные лады G и As, уменьшенные H и F.
Система родства тональностей Способина
Первый вариант
- Пять тональностей диатонического родства
- Шесть тональностей мажоро-минорного родства (одноименного)
- Остальные – хроматического родства
Второй вариант
- Пять тональностей диатонического родства
- Две тональности полудиатонического родства: минорная S для мажора и мажорная D для минора
- Одноименное мажоро-минорное родства
- Параллели мажоро-минорно родства: большая медианта в мажоре и большая субмедианта в миноре
- Полухроматического родства: неаполитанская (IIb)
- Хроматическое родства – все остальные.