4. Размер
Размер – это количественная характеристика тактового метра, указывающая число ритмических единиц (долей) в такте. Цифровое выражение размера называется показателем размера. Обычно оно обозначается дробью без разделительной черты. Числитель указывает количество метрических долей, а знаменатель – продолжительность каждой доли. Исключение: C – 4/4, C alla breve = 2/2
Размеры подразделяются на простые, сложные однородные, сложные смешанные. В простом размере содержится только одна метрическая ячейка, двудольная или трехдольная. Таким образом, в простом размере числитель показателя размера – 2 или 3 – совпадает с числом долей метра. Это 2/1, 2/2, 2/4, 2/8, 2/16, 3/1, 3/2, 3/4, 3/8, 3/16.
Сложными называются метры и размеры, образующиеся от слияния нескольких простых метров или размеров в последовательности. Количество акцентов – количество простых метров, слитых в один сложный, т.е. в сложных размерах оказывается две или три сильные доли, совпадающие с первыми долями составляющих их метрических ячеек. Первая из них – основная сильная доля, остальные – относительно сильные доли.
В сложных однородных Размерах содержатся 2, 3, 4 однородные метрические ячейки с одинаковой продолжительностью долей: 4/4=2/4+2/4, 6/8=3/8+3/8, 4/2= 2/2+ 2/2 и так далее. Сложные двухдольные размеры образуются от слияния только двухдольных метрических ячеек, а сложные трёхдольные – только трёхдольных.
Сложные смешанные размеры представляют собо объединение неодинаковых метрических ячеек с одинаковой продолжительностью счётных долей: 5/8=2/8+3/8, 5/4, 7/4, 7/8. В сложных размерах могут варианты относительно сильных долей. Так, в размере 5/8 (5/4) относительно сильной может быть либо третья доля (5=2+3), либо четвёртая доля (5=3+2). Аналогично 7=3+2+2=2+3+2=2+2+3. Оба эти сложных размера, особенно пятидольный, встречаются в русской народной песне и нередко в музыки русских классиков.
Изредка встречаются и другие сложные размеры: 8/8 (3+3+2, 2+3+3, 3+2+3), 9/8 (не 3+3+3, а 2+2+2+3, 2+2+3+2, 3+2+2+2, 2+3+2+2), 11/4.
В сложных размерах длительности группируются так, чтобы были отделены все простые размеры, вошедшие в состав сложного. Структура сложного размера также показывается посредство пунктирных тактовых черт, пояснительного обозначения на нотоносце после основного обозначения размера (5/4 | 2/4 3/4) или над нотоносцем в виде слигованных нот, выражающих простые размеры вошедшие в этот сложный.
Переменным называется размер с изменяющимся количеством счётных долей. Если смена определенного размера в произведении производится строго систематически, то этот переменный размер называется периодическим. В этом случае в начале пьесы сразу выставляются обозначения обоих (или нескольких размеров в соответствии с порядком их чередования.
Если смена размера в произведении производится эпизодически, без системы, то переменный размер называется непериодическим переменным размером. В таком случае внутри пьесы всякий раз выставляется обозначение вновь наступившего размера.
Переменные размеры характерны для русских народных протяжных песен; нередко встречаются в композиторском творчестве (особенно у русских композиторов, непосредственно связанных с народной музыкой).
Такт – это отрезок времени между соседними сильными долями. Такты, как и размеры, бывают простыми (состоят из одной метрической ячейки), сложными однородными и сложными смешанными (соединение простых). Такты, благодаря равномерному чередованию тяжелых и легких тактов (метр высшего порядка), могут объединяться в группы. В зависимости от видов тактов производится группировка длительностей в них и складываются схемы дирижирования.
-
20 билетов по ЭТМ
- 1. Звук и его свойства
- 2. Ключ
- 3. Особые виды ритмического деления
- 4. Размер
- 5. Группировка
- 6. Темп
- 7. Интервалы: диатонические и хроматические
- 8. Интервалы: консонансы и диссонансы
- 9. Трезвучие
- 10. Септаккорды
- 11. Аккордика гармонического мажора
- 12. Аккордика гармонического минора
- 13. Виды мажора и минора
- 14. Родство тональностей
- 15. Диатонические лады (лады народной музыки)
- 16. Пентатоника и дважды гармонические лады. Прочие лады
- 17. Период
- 18. Каденция
- 19. Мелизмы
- 20. Аббревиатуры
- Обязательные термины
- Итальянские термины
-
Памятка по гармонии
- Способы разрешения септаккордов
- Что после чего идёт
- Модуляция
- Аккорды DD
- Отклонение
- Неаккордовые звуки
- Фригийские обороты
- Соединение трезвучий
- Нонаккорды
- Секвенции
- Секстаккорды
- Памятка по слуховому анализу аккордов
- 24 модуляции
- Вводный септаккорд
- II7
- II6
- Разрешение аккордов на слух
- Органный пункт
- Мажоро-минор
- Билеты по гармонии