18. Каденция
Каденцией называется последовательность нескольких звуков или аккордов, заключающих построение.
По гармоническому строению каденции различаются по характеру заключения и по функциональному составу (отношение нетонических аккордов к тонике: автентические или плагальные).
Основные типы каденций по гармоническому строению:
- Полная – заканчивающаяся на T53. Она бывает совершенной и несовершенной. Совершенная – T в мелодическому положении примы, в тяжелом такте, после D или S в основном виде, а не в обращениях. Несовершенная – если хотя бы одно из этих условий не соблюдается.
- Половинная – заканчивающаяся на D (реже на S). Встречаются и иные половинные каденции – в начальном предложении финала сонаты op. 2 №3 Бетховена каденция на DD.
- Прерванная (или ложная) – нарушенная полная автентическая каденция путём подмены тоники каким-нибудь другим аккордов: VI53, S6, T6, побочной доминантой и т.п.
- Заключительные (чаще наиболее совершенные заключения)
- Серединные (в середине построения, например, в конце первого предложения периода)
- Дополнительные (повторные кадансы после заключительных)
- Вторгающиеся (при наложении – когда окончание каденции совпадает с началом следующего построения).
-
20 билетов по ЭТМ
- 1. Звук и его свойства
- 2. Ключ
- 3. Особые виды ритмического деления
- 4. Размер
- 5. Группировка
- 6. Темп
- 7. Интервалы: диатонические и хроматические
- 8. Интервалы: консонансы и диссонансы
- 9. Трезвучие
- 10. Септаккорды
- 11. Аккордика гармонического мажора
- 12. Аккордика гармонического минора
- 13. Виды мажора и минора
- 14. Родство тональностей
- 15. Диатонические лады (лады народной музыки)
- 16. Пентатоника и дважды гармонические лады. Прочие лады
- 17. Период
- 18. Каденция
- 19. Мелизмы
- 20. Аббревиатуры
- Обязательные термины
- Итальянские термины
-
Памятка по гармонии
- Способы разрешения септаккордов
- Что после чего идёт
- Модуляция
- Аккорды DD
- Отклонение
- Неаккордовые звуки
- Фригийские обороты
- Соединение трезвучий
- Нонаккорды
- Секвенции
- Секстаккорды
- Памятка по слуховому анализу аккордов
- 24 модуляции
- Вводный септаккорд
- II7
- II6
- Разрешение аккордов на слух
- Органный пункт
- Мажоро-минор
- Билеты по гармонии