SolFa

Details

3. Особые виды ритмического деления

Ритмическое деление – деление нотных длительностей на равные части. Ритмическое деление характерно для тактовой системы, хотя возникает ещё в мензуральной. Начиная с 14 века вводятся более мелкие нотные длительности путём деления мензуральных нот пополам. В тактовой нотации основные нотные величины – дроби типа ½ от целой ноты. Точка рядом с нотой, которая увеличивает её длительность наполовину, указывает на трехдольно ритмическое деление Особыми видами ритмического деления называется дробление длительностей на произвольное количество равных частей, не совпадающее с основным их делением. Триоль – 3-дольное деление вместо 2-дольного Дуоль – 2-дольное деление вместо 3-дольного Квартоль - 4-дольное деление вместо 3- или 6-дольного Квинтоль - 5-дольное деление вместо 4- или 3-дольного Секстоль - 6-дольное деление вместо 4-дольного Септоль - 7-дольное деление вместо 4-дольного Октоль - 8-дольное деление (двойная квартоль) Новемоль – 9-дольное деление Децимоль – 10-дольное деление Ритмическое деление на большее число долей специальных названий не имеет. Общее орфографическое правило – писать в особых видах ритмического деления те же нотные величины, что и в замещаемых или основных видах. Правда, оно не всегда соблюдается. Замены 3-дольных длительностей дуолями и квартолями порождают противоречие. Так, чертверть с точкой может быть равна как дуоли, так и квартоли восьмыми; квартоль восьмыми может соответствовать как половинке, так и четверти с точкой. В тактах 6/8, 9/8, 12/8, которые большей частью представляют собой триольные преобразования тактов 2/4, 3/4, 4/4, тактовой доле в четверть с точкой часто соответствует квартоль шестнадцатыми (т.к. четверть, «заменённая» здесь на четверть с точкой, равна именно четырём шестнадцатым). При переходе к более мелкому ритмическому делению иногда с целью сохранения того же уровня «весомости» композиторы нарушают орфографию (например, вместо октоли 32-х пишут октоль 16-х), реже – наоборот.