3. Особые виды ритмического деления
Ритмическое деление – деление нотных длительностей на равные части. Ритмическое деление характерно для тактовой системы, хотя возникает ещё в мензуральной. Начиная с 14 века вводятся более мелкие нотные длительности путём деления мензуральных нот пополам.
В тактовой нотации основные нотные величины – дроби типа ½ от целой ноты.
Точка рядом с нотой, которая увеличивает её длительность наполовину, указывает на трехдольно ритмическое деление
Особыми видами ритмического деления называется дробление длительностей на произвольное количество равных частей, не совпадающее с основным их делением.
Триоль – 3-дольное деление вместо 2-дольного
Дуоль – 2-дольное деление вместо 3-дольного
Квартоль - 4-дольное деление вместо 3- или 6-дольного
Квинтоль - 5-дольное деление вместо 4- или 3-дольного
Секстоль - 6-дольное деление вместо 4-дольного
Септоль - 7-дольное деление вместо 4-дольного
Октоль - 8-дольное деление (двойная квартоль)
Новемоль – 9-дольное деление
Децимоль – 10-дольное деление
Ритмическое деление на большее число долей специальных названий не имеет. Общее орфографическое правило – писать в особых видах ритмического деления те же нотные величины, что и в замещаемых или основных видах. Правда, оно не всегда соблюдается. Замены 3-дольных длительностей дуолями и квартолями порождают противоречие. Так, чертверть с точкой может быть равна как дуоли, так и квартоли восьмыми; квартоль восьмыми может соответствовать как половинке, так и четверти с точкой. В тактах 6/8, 9/8, 12/8, которые большей частью представляют собой триольные преобразования тактов 2/4, 3/4, 4/4, тактовой доле в четверть с точкой часто соответствует квартоль шестнадцатыми (т.к. четверть, «заменённая» здесь на четверть с точкой, равна именно четырём шестнадцатым).
При переходе к более мелкому ритмическому делению иногда с целью сохранения того же уровня «весомости» композиторы нарушают орфографию (например, вместо октоли 32-х пишут октоль 16-х), реже – наоборот.
-
20 билетов по ЭТМ
- 1. Звук и его свойства
- 2. Ключ
- 3. Особые виды ритмического деления
- 4. Размер
- 5. Группировка
- 6. Темп
- 7. Интервалы: диатонические и хроматические
- 8. Интервалы: консонансы и диссонансы
- 9. Трезвучие
- 10. Септаккорды
- 11. Аккордика гармонического мажора
- 12. Аккордика гармонического минора
- 13. Виды мажора и минора
- 14. Родство тональностей
- 15. Диатонические лады (лады народной музыки)
- 16. Пентатоника и дважды гармонические лады. Прочие лады
- 17. Период
- 18. Каденция
- 19. Мелизмы
- 20. Аббревиатуры
- Обязательные термины
- Итальянские термины
-
Памятка по гармонии
- Способы разрешения септаккордов
- Что после чего идёт
- Модуляция
- Аккорды DD
- Отклонение
- Неаккордовые звуки
- Фригийские обороты
- Соединение трезвучий
- Нонаккорды
- Секвенции
- Секстаккорды
- Памятка по слуховому анализу аккордов
- 24 модуляции
- Вводный септаккорд
- II7
- II6
- Разрешение аккордов на слух
- Органный пункт
- Мажоро-минор
- Билеты по гармонии