7. Интервалы: диатонические и хроматические
Диатоническими называются те интервалы, которые образуются между основными ступенями звукоряда (все чистые, большие, малые интервалы и тритоны, независимо от того, содержат они в себе хроматически изменённые звуки или нет).
Ступеневой величиной интервала называется количество охватываемых им ступеней, а тоновой – количество заключённых в нём тонов и полутонов.
Хроматическими называются интервалы, не являющиеся основными: все увеличенные, уменьшенные (кроме тритонов), все дважды увеличенные и дважды уменьшенные интервалы и т.п., не встречающиеся в диатонике.
Увеличенным или уменьшенным может быть любой интервалы, кроме чисто примы (она занимает 0 тонов, поэтому не бывает ум. 1).
Увеличенным называется интервал, который на хроматический полутон шире чистого или большого при одинаковой с ним ступеневой величине. Уменьшённым называется интервал, который на хроматический полутон уже чистого или малого при одинаковой с ним ступенеей величине. Дважды увеличенным называется интервал на хроматический тон шире чистого или большого при одинаковой с ним ступеневой величине. Дважды уменьшённым называется интервал на хроматический тон уже чистого или малого при одинаковой с ним ступеневой величине.
Наиболее распространённые дв. Ум. И дв. Ув. Интервалы: дв. ув. 8, 4, 1; дв. ум. 5, 8.
Характерными называются увеличенные и уменьшенные интервалы гармонического мажора и минора (кроме тритонов), образовавшиеся в результате понижения на полтона VI ступени в мажоре или повышения на полтона VII ступени в миноре. Это ув. 2- ум.7; ув. 5 – ум. 4. Все характерные интервалы относятся к хроматическим.
Акустическое разрешение диатонических интервалов
Акустические диссонансы: секунды, септимы, тритоны. Акустически все диссонансы неустойчивы, все консонансы – устойчивы (но в ладу акустические консонансы могут оказаться неустойчивыми и будут стремиться к разрешению в ладовые устои).- Из двух звуков в секунде нижний звук – диссонирующий (требующий разрешения; при наиболее строгом голосоведении), при разрешении идёт на тон или полтона вниз. Верхний звук – свободный, разрешения не требует и остаётся на месте. Б.2 идёт таким образом в б. 3 или м.3, а м. 2 – только в м. 3.
- Септимы – обращения секунд, поэтому диссонирует в них верхний звук. Разрешается аналогично: диссонирующий верхний голос идёт на полтона или тон вниз, а нижний остаётся на месте. Таким образом б. 7 идёт в б. 6, а м. 7 – в б. 6 и м. 6.
- ум. 5: оба звука сходятся : а) на полтона; б) один на полтона, другой на тон;
- ув. 4: оба звука расходятся аналогично ум. 5.
Ладовое разрешение диатонических интервалов
Устойчивыми являются лишь те консонирующие интервалы, которые образуются только из устойчивых ступеней лада (т.е. звуков T53). Все остальные интервалы, включающие в себя хотя бы одну неустойчивую ступень лада, - неуйсточивы и стремятся к разрешению в устойчивые интервалы. Ладовым разрешением называется переводм неустойчивых интервалов в устойчивые. Оно произведится на основе секундовых и (реже) кварто-квинтовых тяготений. Техника:- определить тональности, где встречается этот интервал;
- если этот неустойчивый интервал образован двумя неустойчивыми звуками, то они оба при разрешении плавно идут в ближайший устойчивый звук. Избегать параллельного движения квинтами, октавами и примами. Желательно, чтобы в интервале разрешения ясно проявлялся лад.
- Если в интервале один неустойчивый звук, то он плавно разрешается в ближайший устойчивый звук. Другой звук останется на месте.
Разрешение хроматических интервалов
Увеличенные интервалы разрешаются ходом одного из голосов на секунду в сторону расширения расстояния между голосами. Уменьшенные интервалы – наоборот. Некоторые (ув. 2, ум. 7, тритоны) также могут разрешаться двусторонне. В целом, в ладу разрешение хроматических интервалов по своим принципам не отличается от разрешения диатонических интервалов.-
20 билетов по ЭТМ
- 1. Звук и его свойства
- 2. Ключ
- 3. Особые виды ритмического деления
- 4. Размер
- 5. Группировка
- 6. Темп
- 7. Интервалы: диатонические и хроматические
- 8. Интервалы: консонансы и диссонансы
- 9. Трезвучие
- 10. Септаккорды
- 11. Аккордика гармонического мажора
- 12. Аккордика гармонического минора
- 13. Виды мажора и минора
- 14. Родство тональностей
- 15. Диатонические лады (лады народной музыки)
- 16. Пентатоника и дважды гармонические лады. Прочие лады
- 17. Период
- 18. Каденция
- 19. Мелизмы
- 20. Аббревиатуры
- Обязательные термины
- Итальянские термины
-
Памятка по гармонии
- Способы разрешения септаккордов
- Что после чего идёт
- Модуляция
- Аккорды DD
- Отклонение
- Неаккордовые звуки
- Фригийские обороты
- Соединение трезвучий
- Нонаккорды
- Секвенции
- Секстаккорды
- Памятка по слуховому анализу аккордов
- 24 модуляции
- Вводный септаккорд
- II7
- II6
- Разрешение аккордов на слух
- Органный пункт
- Мажоро-минор
- Билеты по гармонии