6. Темп
Темп (итальянское tempo, от латинского tempus – время) – скорость движения в музыке, определяемая числом метрических долей в единице времени. Первоначально темпом называлась величина метрической доли. Современное понятие темпа возникло в XVI-XVII веках. В музыке нового времени темп – средняя скорость движения, оставляющая широкие возможности для эмоционально выразительных отклонений от ровного темпа.
Темп обычно обозначается итальянскими терминами, часто одновременно указывая и на характер движения.
Медленные темпы: Largo – широко; Larghetto – немного скорее, чем Largo; Lento – протяжно; Adagio – медленно; Grave – тяжело.
Умеренные темпы: Andante – не спеша, в темпе шага; Andantino – несколько скорее, чем Andante; Moderato – умеренно; Sostenuto – сдержанно; Comodo – удобно, спокойно; Allegretto – довольно оживлённо.
Быстрые темпы: Allegro – скоро, живо; Vivo (Vivace) – живо; Veloce – скоро; Presto – быстро. К этим терминам (кроме производных – с уменьшительными суффиксами -etto, -ino) часто добавляются дополнительные слова. Для обозначения превосходной степени применяется суффикс -issimo.
Для постепенно изменения темпа используются следующие термины: а также для сдвига к более скорому — piu mosso, а к более медленному meno mosso. Для возвращения: 1) к начальному темпу (или предыдущему); 2) к темпу, предшествующему данному (при нескольких темпах в сочинении) – Tempo precedente. При резкой смене темпа – Doppio movimente (в два раза быстрее), doppio tempo (в два раза медленнее).
Изобретение метронома (1816) позволило ввести более точное указание темпа. Для композиторов и исполнителей (особенно романтического направления) словесные указания важнее, от метрономических же многие композиторы во второй трети XIX века отказались (кроме Р. Шумана). Однако с конца XIX века они снова стали применяться чаще как реакция на исполнительский произвол (в частности, И. Ф. Стравинским).
Темп зависит не только от частоты счётных единиц, но и от их весомости, выраженной в нотных длительностях, величины такта, внутридолевой пульсации, фактуры.
-
20 билетов по ЭТМ
- 1. Звук и его свойства
- 2. Ключ
- 3. Особые виды ритмического деления
- 4. Размер
- 5. Группировка
- 6. Темп
- 7. Интервалы: диатонические и хроматические
- 8. Интервалы: консонансы и диссонансы
- 9. Трезвучие
- 10. Септаккорды
- 11. Аккордика гармонического мажора
- 12. Аккордика гармонического минора
- 13. Виды мажора и минора
- 14. Родство тональностей
- 15. Диатонические лады (лады народной музыки)
- 16. Пентатоника и дважды гармонические лады. Прочие лады
- 17. Период
- 18. Каденция
- 19. Мелизмы
- 20. Аббревиатуры
- Обязательные термины
- Итальянские термины
-
Памятка по гармонии
- Способы разрешения септаккордов
- Что после чего идёт
- Модуляция
- Аккорды DD
- Отклонение
- Неаккордовые звуки
- Фригийские обороты
- Соединение трезвучий
- Нонаккорды
- Секвенции
- Секстаккорды
- Памятка по слуховому анализу аккордов
- 24 модуляции
- Вводный септаккорд
- II7
- II6
- Разрешение аккордов на слух
- Органный пункт
- Мажоро-минор
- Билеты по гармонии