SolFa

Details

9. Трезвучие

Трезвучие – аккорд, который состоит из трех звуков, расположенных по терциям (или допускающих терцовое расположение при соответствующих перемещениях образующих его тонов). Трезвучий четыре типа: Мажорное (большое) б. 3 + м. 3 (консонанс) Минорное (малое) м. 3 + б. 3 (консонанс) Уменьшенное м.3. + м. 3 (диссонанс) Увеличенное б. 3 + б. 3 (диссонанс) Нижний звук в основном виде трезвучия называется примой, или основным тоном, средний – терцией (терцовым тоном), верхний – квинтой (квинтовым тоном). Расположение всех звуков по терциям (большим или малым) всегда образует основной вид аккорда. Обращения трезвучий: секстаккорд (6), квартсекстаккорд (64). В секстаккорде внизу находится терцовой тон, в квартсекстаккорде – квинтовый, в трезвучии – основной. Увеличенное трезвучие и его обращения звучат абсолютно одинаково вследствие энгармонического равенств большой терции и уменьшенной кварты.

Трезвучия в ладу

T53, S53, D53 – главные трезвучия, остальные – побочные. T53, S53, D53 называются главными, так как в натуральном мажоре и натуральном миноре соответствуют ладовому наклонению, выявляя специфику лада. Отличительный признак D-вой группы – VII ступень лада. Отличительный признак S-вой группы – VI ступень лада.

Разрешение неустойчивых трезвучий

А) при кварто-квинтомо и терцовом соотношении: устойчивые звуки остаются на месте, а неустойчивые звуки движутся поступенно в сторону своего тяготения. Б) при секундовом соотношении: во избежание параллельных квинт, надо взять неустойчивые трезвучия в обращении либо один из звуков (чаще квинту II53) вести в приму T53 на терцию вверх. Возникающий ход на терцию часто заполняют движением (проходящим, поступенным) через VII ступень. В целом разрешение аккордов базируется на разрешениях входящих в них интервалов.