SolFa

Details

16. Пентатоника и дважды гармонические лады. Прочие лады

Пентатоника

Пентатоника – звуковая система, содержащая пять ступеней в пределах октавы. Пентатоника – бесполутоновый (ангемитонный) лад, звуки которого могут быть расположены по ч.5. Для пентатоники характерно отсутствие м.2, тритонов и свойственных им острых тяготений, а также образование трихордов (групп из 3 звуков, состоящих из м.3 и прилегающей к ней сверх или снизу б.2). В пентатонике главным устоем может быть любой звук, поэтому образуется всего пять видов пентатоники, из них с точки зрения мажора и минора наиболее определённую ладовую окраску имеют 2 варианта. В одном из них на T образуются б.3 и ч.5 (т.е. мажорное трезвучие) – это мажорная пентатоника (мажор без IV и VII); в другом – м.3 и ч.5 (т.е. минорное трезвучие), это минорная пентатоника (натуральный минор без II и VI). В обоих видах исключаются ступени, образующие тритон. Соотношение мажорной и минорной пентатоники при общем звуковом составе подобно соотношению параллельного мажора и минора. Пентатоника встречается в музыкальном фольклоре различных народов, начиная с древнейших его образцов. Особенно она свойственна музыке ряда стран Востока (Китай, Вьетнам), а также музыке татар, башкиров, чувашей, марийцев. Пентатоника в русской народной музыке довольно редка, главным образом встречается в старинных образцах. Чаще она используется в виде трихордных попевок. В XIX-XX веках пентатоника вошла в мелодику европейской профессиональной музыки (Концертный для фортепиано Des-dur Ф. Листа; песня «Спящая княжна» А. П. Бородина), оказав влияние и на аккордику. Особые разновидности пентатоники – полутоновая (гемитонная, например, h-c-e-f-g), которая встречается в музыке стран Востока, и смешанная (a-h-d-e-f), объединяющая признаки бесполутоновой и полутоновой пентатоники. Существует также темперированная пентатоника, образующаяся от деления октавы на пять относительно равных частей, несовпадающих по величине ни с тоновыми, ни с полутоновыми интервалами; например, индонезийский звукоряд «слендро».

Дважды гармонические лады

Их точнее было бы называть ладами с двумя ув. 2. Дважды гармонический минор («венгерская гамма», «цыганская гамма», венгерский лад, цыганский лад) отличается от натурального минора повышенными IV и VII ступенями. В нём две ув. 2 – на III и на VI. Встречается особенно часто в венгерской и цыганской народной музыке. Дважды гармонический мажор отличается от натурального мажора пониженными VI и II ступенями (на них же образуются ув. 2). Это доминантовый лад, т.е. как бы со смещённой тоникой – дважды гармонический минор с тоникой на V ступени. Дважды гармонические лады, как и гармонические, не относятся к области диатоники. Кроме венгерской, цыганской, болгарской, еврейской народной музыки и некоторых восточных культур они иногда встречаются в некоторых украинских песнях. Также дважды гармонические лады неоднократно использовались в профессиональной музыке для создания народного колорита. Так, в пьесе Мусоргского «Два еврея» из цикла «Картинки с выставки» средствами дважды гармонического b-moll даётся образ одного из «действующих лиц».

Переменный лад

Переменный лад – лад с изменяющейся Т в пределах одного звукоряда или с изменяющимся звукорядом при единой Т. А) При одной тонике могут быть введены признаки: 1) различных диатонических ладов (однородных); 2) различных противоположных ладов. Б) Меняется тоника в середине или к концу (чаще) произведения, чаще при общем звуковом составе. Это особенно характерно для русской народной песни, которая может окончиться как бы на любой ступени того лада, в котором она началась. Частный случай – В. В) Параллельно-переменный лад – это вид переменного лада, при котором взаимодействуют тоники параллельных тональностей. Проявления: 1) начало музыкального произведения в одной тональности, конец в параллельной; 2) отклонения, особенно частые отклонения внутри построения в параллельную тональность с возвращением в первоначальную тональность. Переменный лад не имеет сильного и однозначного тонального тяготения, сквозной тональной централизации, нередко сочетается с переменностью метра. Образование местных опорных тонов, легко возникающих и легко сменяющихся, функционально аналогично остановкам на ступенях тональности, подобным отклонениям (модальные отклонения). В некоторых наиболее развитых видах древнерусских напевов на основе переменного лада складывается разветвлённая модальная композиция, замкнутая или разомкнутая.

Симметричные лады

Симметричные лады (лады ограниченной транспозиции) – лады модального типа, звукоряд которых образуется при равнодольном делении октавы (12 полутонов) и одинаковом (симметричном) заполнении всех получающихся при этом ячекк. В отличие от натуральных ладов симместричные лады – искусственны и возникают лишь в условиях равномерной темперации. Их теорию разрабатывали: Римский-Корсаков (отметил их «круговой характер»), Яворский (доказал, что они – лады), Мессиан и т.д. Основные симметричные лады:
  • Целотоновый. Центральным элементов его является целотонное шестищзвучие. Всего есть 2 высотные позиции.
  • Уменьшенный лад (малотерцовая система). Устой образуется при делении октавы на 4 равные и однофункциональные части (при этом делении получается уменьшенный септаккорд). Один из вариантов – гамма Римского-Корсакова (тон-полутон: неустои прилегают к устоям на полтона).
  • Увеличенный лад (большетерцовая система). Устой образуется при делении октавы на 3 равные и однофункциональные части (образуется ув. <sub>5<sub>3</sub></sub>). К нему относится и структура с подчёркнутым или выдерживаемым ув. <sub>5<sub>3</sub></sub> (хор «Мы дики, нет у нас законов» из оперы С. Рахманинова «Алеко»). Увеличенный лад и целотонный лад легко объединяются, они сходы, т.к. целотоновая гамма включает в себя ув. <sub>5<sub>3</sub></sub>.
  • Тритоновый лад (дважды лад по Яворскому). Устой образуется при делении октавы на 2 равные и однофункциональные части (на расстоянии тритона).
К симметричным ладам также относятся гемитоника (хроматическая гамма), дважды-мажор (3.2.1), дважды-минор (3.1.2) и другие.