Обязательные термины
1. Звук - колебания, воспринимаемые человеческим слухом.
2. Ключ — знак, который ставится на одной из линий нотного стана и дает название ноте на этой линии.
3. Равномерно-темперированный строй основан на делении октавы на 12 равных полутонов.
4. Альтерация в ладу — повышение или понижение неустойчивых ступеней лада для обострения их тяготения в устойчивые ступени.
5. Энгармонизм — равенство звуков, интервалов, аккордов и тональностей по звучанию при различном значении и написании.
6. Диатонический тон и полутон образованы соседними ступенями.
7. Хроматический тон и полутон образованы звуками одной ступени, взятой с повышением и понижением, или звуками, расположенными через одну ступень.
8. Ритм — последовательность звуков одинаковой или различной длительности.
9. Метр — чередование сильных и слабых долей.
10. Тактовый размер — это конкретное выражение метра в виде дроби, числитель которой показывает, сколько в такте долей, а знаменатель — длительность доли. Простой размер состоит из одной метрической ячейки (2 или 3 доли), сложный — из нескольких, сложный смешанный — из разных простых ячеек. Переменный размер — размер с изменяющимся количеством долей.
11. Темп — это скорость исполнения музыкального произведения.
12. Синкопа — это несовпадение метрического и ритмического акцента.
13. Интервал — это расстояние между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно.
14. Обращение интервала — это результат перенесения нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз.
15. Аккорд — это одновременное или последовательное сочетание трех или более звуков, расположенных по определенному принципу. Вариант классический: сочетание трёх или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
16. Обращение аккорда — это такое его положение, при котором в басу находится терция, квинта или септима.
17. Лад — это система взаимоотношений устойчивых и неустойчивых ступеней.
18. Тональность — это высотное положение лада.
19. Период — это наименьшая форма, выражающая относительно развитую и законченную музыкальную мысль.
20. Предложение — часть периода, отграниченная каденцией.
21. Группировка — разделение в такте нотных знаков на группу соответственно строению размера.
22. Ритмическое деление — деление длительностей на равные части.
23. Особый вид ритмического деления — дробление длительностей на части, не совпадающее с их основным делением.
24. Родственные тональности — тональности, тонические трезвучия которых есть на ступенях основной тональности.
25. Диатоника — семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам.
26. Мелизмы — небольшие устойчивые мелодические украшения, обозначаемые условными знаками или мелкими нотами.
27. Пентатоника — звуковая система из пяти звуков в пределах октавы.
28. Аббревиатуры — упрощенные и сокращенные обозначения в нотном письме.
29. Ступеневая величина интервалов — количество охватываемых ими ступеней, а тоновая величина интервалов — количество заключенных в нем тонов и полутонов.
30. Трезвучие — аккорд из 3 звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
31. Септаккорд — аккорд из 4 звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
32. Каденция — последовательность нескольких звуков или аккордов, заключающих построение. Полная каденция — каденция, заканчивающаяся на T, половинная — на D. Серединная каденция — каденция в середине построения, заключительная — в конце.
33. Родство тональностей — большая или меньшая близость тональностей, определяется количеством общих звуков, интервалов, аккордов.
34. Модуляция — переход из одной тональности в другую с каденцией в ней.
35. Отклонение — переход из одной тональности в другую без каденции в ней.
36. Хроматическая гамма: мажор вверх — не изменяются III и VI, остальные — не изменяются I и V.
37. Секвенция — повторение мелодического или гармонического оборота на другой высоте.
38. Диатонические интервалы — интервалы, которые могут быть построены в натуральном мажоре и миноре. К ним относятся все чистые, малые, большие и тритоны.
39. Хроматические интервалы — интервалы, которые не могут быть построены в натуральном мажоре и миноре. К ним относятся все увеличенные и уменьшенные (кроме тритонов), дважды увеличенные и дважды уменьшённые.
40. Характерные интервалы — интервалы, которые не могут быть построены в натуральном мажоре и миноре, но строятся в гармоническом мажоре и миноре с использованием гармонических ступеней (VI пониженной в мажоре и VII повышенной в миноре).
41. Консонанс — интервал или аккорд, звучащий достаточно мягко и не требующий разрешения.
42. Диссонанс — интервал или аккорд, звучащий достаточно жестко и требующий разрешения.
43. Ладовый диссонанс — интервал, звучащий как консонанс, но требующий разрешения в ладу.
44. Разрешение — переход неустойчивых звуков в устойчивые.
-
20 билетов по ЭТМ
- 1. Звук и его свойства
- 2. Ключ
- 3. Особые виды ритмического деления
- 4. Размер
- 5. Группировка
- 6. Темп
- 7. Интервалы: диатонические и хроматические
- 8. Интервалы: консонансы и диссонансы
- 9. Трезвучие
- 10. Септаккорды
- 11. Аккордика гармонического мажора
- 12. Аккордика гармонического минора
- 13. Виды мажора и минора
- 14. Родство тональностей
- 15. Диатонические лады (лады народной музыки)
- 16. Пентатоника и дважды гармонические лады. Прочие лады
- 17. Период
- 18. Каденция
- 19. Мелизмы
- 20. Аббревиатуры
- Обязательные термины
- Итальянские термины
-
Памятка по гармонии
- Способы разрешения септаккордов
- Что после чего идёт
- Модуляция
- Аккорды DD
- Отклонение
- Неаккордовые звуки
- Фригийские обороты
- Соединение трезвучий
- Нонаккорды
- Секвенции
- Секстаккорды
- Памятка по слуховому анализу аккордов
- 24 модуляции
- Вводный септаккорд
- II7
- II6
- Разрешение аккордов на слух
- Органный пункт
- Мажоро-минор
- Билеты по гармонии