SolFa

Details

Обязательные термины

1. Звук - колебания, воспринимаемые человеческим слухом. 2. Ключ — знак, который ставится на одной из линий нотного стана и дает название ноте на этой линии. 3. Равномерно-темперированный строй основан на делении октавы на 12 равных полутонов. 4. Альтерация в ладу — повышение или понижение неустойчивых ступеней лада для обострения их тяготения в устойчивые ступени. 5. Энгармонизм — равенство звуков, интервалов, аккордов и тональностей по звучанию при различном значении и написании. 6. Диатонический тон и полутон образованы соседними ступенями. 7. Хроматический тон и полутон образованы звуками одной ступени, взятой с повышением и понижением, или звуками, расположенными через одну ступень. 8. Ритм — последовательность звуков одинаковой или различной длительности. 9. Метр — чередование сильных и слабых долей. 10. Тактовый размер — это конкретное выражение метра в виде дроби, числитель которой показывает, сколько в такте долей, а знаменатель — длительность доли. Простой размер состоит из одной метрической ячейки (2 или 3 доли), сложный — из нескольких, сложный смешанный — из разных простых ячеек. Переменный размер — размер с изменяющимся количеством долей. 11. Темп — это скорость исполнения музыкального произведения. 12. Синкопа — это несовпадение метрического и ритмического акцента. 13. Интервал — это расстояние между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно. 14. Обращение интервала — это результат перенесения нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. 15. Аккорд — это одновременное или последовательное сочетание трех или более звуков, расположенных по определенному принципу. Вариант классический: сочетание трёх или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. 16. Обращение аккорда — это такое его положение, при котором в басу находится терция, квинта или септима. 17. Лад — это система взаимоотношений устойчивых и неустойчивых ступеней. 18. Тональность — это высотное положение лада. 19. Период — это наименьшая форма, выражающая относительно развитую и законченную музыкальную мысль. 20. Предложение — часть периода, отграниченная каденцией. 21. Группировка — разделение в такте нотных знаков на группу соответственно строению размера. 22. Ритмическое деление — деление длительностей на равные части. 23. Особый вид ритмического деления — дробление длительностей на части, не совпадающее с их основным делением. 24. Родственные тональности — тональности, тонические трезвучия которых есть на ступенях основной тональности. 25. Диатоника — семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. 26. Мелизмы — небольшие устойчивые мелодические украшения, обозначаемые условными знаками или мелкими нотами. 27. Пентатоника — звуковая система из пяти звуков в пределах октавы. 28. Аббревиатуры — упрощенные и сокращенные обозначения в нотном письме. 29. Ступеневая величина интервалов — количество охватываемых ими ступеней, а тоновая величина интервалов — количество заключенных в нем тонов и полутонов. 30. Трезвучие — аккорд из 3 звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. 31. Септаккорд — аккорд из 4 звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. 32. Каденция — последовательность нескольких звуков или аккордов, заключающих построение. Полная каденция — каденция, заканчивающаяся на T, половинная — на D. Серединная каденция — каденция в середине построения, заключительная — в конце. 33. Родство тональностей — большая или меньшая близость тональностей, определяется количеством общих звуков, интервалов, аккордов. 34. Модуляция — переход из одной тональности в другую с каденцией в ней. 35. Отклонение — переход из одной тональности в другую без каденции в ней. 36. Хроматическая гамма: мажор вверх — не изменяются III и VI, остальные — не изменяются I и V. 37. Секвенция — повторение мелодического или гармонического оборота на другой высоте. 38. Диатонические интервалы — интервалы, которые могут быть построены в натуральном мажоре и миноре. К ним относятся все чистые, малые, большие и тритоны. 39. Хроматические интервалы — интервалы, которые не могут быть построены в натуральном мажоре и миноре. К ним относятся все увеличенные и уменьшенные (кроме тритонов), дважды увеличенные и дважды уменьшённые. 40. Характерные интервалы — интервалы, которые не могут быть построены в натуральном мажоре и миноре, но строятся в гармоническом мажоре и миноре с использованием гармонических ступеней (VI пониженной в мажоре и VII повышенной в миноре). 41. Консонанс — интервал или аккорд, звучащий достаточно мягко и не требующий разрешения. 42. Диссонанс — интервал или аккорд, звучащий достаточно жестко и требующий разрешения. 43. Ладовый диссонанс — интервал, звучащий как консонанс, но требующий разрешения в ладу. 44. Разрешение — переход неустойчивых звуков в устойчивые.