SolFa

Details

Памятка по слуховому анализу аккордов

...или как надо слушать разрешения аккордов.

Малый мажорный септаккорд

Основной вид

Как воспринимать Чем может быть тональности Разрешение Ступень в басу
Малый мажорный 7-аккорд D7 Мажор + одноимённый минор Сразу разрешается в тонику (V-I  в басу) V
DD7 Мажор + одноимённый минор Разрешается через D7 (минимум два аккорда, кроме первого) II
VII нат. 7 Минор Разрешается диатонической секвенцией VIIнат
ум. 65 с пониженной терцией увеличенный 65 Минор (+ мажор) Разрешается через кадансовый или прямо в Т VI/VIb
ум. вв 65 b3 Минор + мажор Разрешается внутрифункционально через D43 b5 IIb
II65 #1 Мажор Разрешается в T53  с ходом баса IV-I IV
ум. 43 с пониженной квинтой дв. ув. 43 Мажор Разрешается через кадансовый или прямо в Т VIb
ум. вв.43 b5 Минор Прямо в тонический секстаккорд либо внутрифункционально IVb

Секундаккорд

Как воспринимать Чем может быть тональности Разрешение Ступень в басу
Малый мажорный 2-аккорд D2 Мажор + одноимённый минор Сразу разрешается в T6 IV
DD2 Мажор + одноимённый минор Разрешается через D65  либо через дополнительную альтерацию в T53(минимум два аккорда, кроме первого) I
VII нат. 2 Минор Разрешается диатонической секвенцией VI
Ум.7 с пониженной терцией ум. вводный DD7 с пониженной терцией Минор (+ мажор) Разрешается через кадансовый IV#
ум. вв 7 с пониженной терцией Минор + мажор Разрешается внутрифункционально через D65 c пониженной квинтой VII/VII#
II7 с повышенной примой Мажор Разрешается в T6 II#
ум. 65 с пониженной квинтой DD65 #1b5 Мажор Разрешается через кадансовый IV#
ум. вв.65 с пониженной квинтой Минор Прямо в тонический секстаккорд либо внутрифункционально IIb

Квинтсекстаккорд

Как воспринимать Чем может быть тональности Разрешение Ступень в басу
Малый мажорный 65-аккорд D65 Мажор + одноимённый минор Сразу разрешается в тонику VII/VII#
DD65 Мажор + одноимённый минор Разрешается через D2 (минимум два аккорда, кроме первого) либо через K64 IV#
VII нат. 65 Минор Разрешается диатонической секвенцией II
ум. 43 b3 ум. вв. DD43 b3/ IV43 #1 (минор) Минор (+ мажор) Разрешается как DD через D65 либо прямо в T как S в миноре I
ум. вв. 43 b5 Минор + мажор Разрешается внутрифункционально через D2 b5 IV
II43 #1 Мажор Разрешается в T53 VI
ум. 2 b5 II2 #1#3b5 Мажор Разрешается прямо в T53 I
ум. вв.2 b5 Минор Внутрифункционально через D7 b7

Терцквартаккорд

Как воспринимать Чем может быть тональности Разрешение Ступень в басу
Малый мажорный 43-аккорд D43 Мажор + одноимённый минор Сразу разрешается в тонику II
DD43 Мажор + одноимённый минор Разрешается через D7 (минимум два аккорда, кроме первого) либо через K64 VI/VI#
VII нат. 65 Минор Разрешается диатонической секвенцией IV
ум. 2 b3 ум. вв. DD2 b3/ IV2 #1  в миноре Минор (+ мажор) Разрешается как DD через D43 либо прямо в T6 как S (в миноре) III/IIIb
ум. вв. 2 b5 Минор + мажор Разрешается внутрифункционально через D7 b5 VI/VIb
II2 #1 Мажор Разрешается в T53 I
ум. 7 b5 II7 #1#3b5 Мажор Разрешается прямо в T6 II#
ум. вв.7 b5 Минор Внутрифункционально через D7 b7 либо прямо в T53 с удвоением терции VII#

Малый мажорный с пониженной квинтой

Септаккорд/терцквартаккорд

Как воспринимать Чем может быть тональности Разрешение Ступень в басу
М. мажорный 7 с пониженной квинтой DD7b5 Мажор + одноименный минор II
D7b5 Мажор + одноименный минор V
М.вв.7 #3 Мажор VII
М. мажорный 43 с пониженной квинтой Увеличенный 43 (DD43b5) Мажор + одноименный минор VI/VIb
D43b5 Мажор + одноименный минор II
М.вв.43 #3 Мажор IV

Квинтсекстаккорд/секундаккорд

Как воспринимать Чем может быть тональности Разрешение Ступень в басу
М. мажорный 65 с пониженной квинтой DD65b5 Мажор + одноименный минор IV#
D65b5 Мажор + одноименный минор VII/VII#
М.вв.65 #3 Мажор II#
М. мажорный 2 с пониженной квинтой DD2b5 Мажор + одноименный минор I
D2b5 Мажор + одноименный минор IV
М.вв.2 #3 Мажор VI

Другие малые септаккорды

Малый минорный

Как воспринимать Чем может быть тональности Разрешение Ступень в басу
Малый минорный 7 II7, III7, VI7 (мажор) I7, IV7, Vнат7 (минор)
М. с ум.5 65 #3 II65#1b5 мажор

Малый с уменьшенной квинтой

Как воспринимать Чем может быть тональности Разрешение Ступень в басу
Малый с ум.5 7 М. вв7 мажор
М. вв. DD7 мажор
II7/II7 г Гармонический мажор + одноименный минор
Ум. 43 с квартой «Рахманиновская S» (ум.вв.43 с квартой) минор IV

Малый мажорный с малой секстой

Как воспринимать Чем может быть тональности Разрешение Ступень в басу
М. маж. 7 с м.6 D76 Минор Ход III-II-I V
DD76 Минор II
М. маж. 7#5 D7#5 Мажор V
М. с ум.565 b3 Дважды увеличенный 65 Мажор Через K64, D7 с секстой или прямо в T53 VIb

Малый мажорный с большой секстой

Как воспринимать Чем может быть тональности Разрешение Ступень в басу
М. маж. 7 с б.6 D76 Мажор V
DD76 Мажор II

Уменьшённый септаккорд

Как септаккорд

Как воспринимать Чем может быть тональности Разрешение Ступень в басу
Ум. 7 Ум. вв.7 Мажор и одноимённый минор В T53 прямо либо внутрифункционально VII/VII#
Ум. вв.DD7 Минор (+одноимённый мажор) В K64 либо внутрифункционально через DD65. В мажоре – только внутрифункционально, при разрешении в K64 в мажоре это DD65­#1 IV#
Ум. вв. к S РЕДКО. Мажор и минор Через D2, V на месте, остальные на полтона вверх

Как квинтсекстаккорд

Как воспринимать Чем может быть тональности Разрешение Ступень в басу
Ум. 65 Ум. вв.65 Мажор и одноимённый минор В T6 прямо либо внутрифункционально в T53 II
Ум. вв.DD65 Минор (+одноимённый мажор) В K64 либо внутрифункционально через DD43. В мажоре – только внутрифункционально, при разрешении в K64 в мажоре это DD43­#1 VI/VI#
Ум. вв. к S РЕДКО Через D7, V на месте, остальные на полтона вверх

Как терцквартаккорд

Как воспринимать Чем может быть тональности Разрешение Ступень в басу
Ум. 43 Ум. вв.43 Мажор и одноимённый минор В T6 прямо либо внутрифункционально IV
Ум. вв.DD43 Минор (+одноимённый мажор) В T53 через доп.альтерацию либо внутрифункционально через DD2. В мажоре – только внутрифункционально, при разрешении в T53 в мажоре это II2#1#3 I
Ум. вв. к S РЕДКО Через D65, V на месте, остальные на полтона вверх

Как секундаккорд

Как воспринимать Чем может быть тональности Разрешение Ступень в басу
Ум. 2 Ум. вв.2 Мажор и одноимённый минор Только внутрифункционально через D7 VI/VIb
Ум. вв.DD2 Минор (+одноимённый мажор) В T6 либо внутрифункционально через DD7. В мажоре – только внутрифункционально, при разрешении в T6 в мажоре это II7#1#3 I
Ум. вв. к S РЕДКО Через D43, V на месте, остальные на полтона вверх

Большие септаккорды

Большой мажорный

Как воспринимать Чем может быть тональности Разрешение Ступень в басу
Большой мажорный 7 I7, IV7 (мажор) III7, VI7 (минор) Побочные септаккорды

Большой увеличенный

Как воспринимать Чем может быть тональности Разрешение Ступень в басу
Большой увеличенный 7 VIb 7 Гармонический мажор побочный VIb
Прокофьевская доминанта D7#5# мажор В T53 септимой и квинтой вверх V

Большой минорный

Как воспринимать Чем может быть тональности Разрешение Ступень в басу
Большой минорный 7 IV7г Гармонический мажор побочный IV

Нонаккорды

Большой доминантовый

Как воспринимать Чем может быть тональности Разрешение Ступень в басу
Большой доминантовый нонаккорд D9 Мажор Ход мелодии VI-V-I V
DD9 мажор Через K64 или D76 II
Ум.6 с расщеплённой терцией VII6b3#3 мажор Прямо в T53 IIb

Малый доминантовый

Как воспринимать Чем может быть тональности Разрешение Ступень в басу
Малый доминантовый нонаккорд D9 Минор + гармонический мажор Ход мелодии VI-V-I V
DD9 минор Через K64 или D76 II

Субдоминантовый

Как воспринимать Чем может быть тональности Разрешение Ступень в басу
S9 Мажор

Трезвучия и секстаккорды

Увеличенное трезвучие

Как воспринимать Чем может быть тональности Разрешение Ступень в басу
Ув. 53 или его обращение D53 #5 мажор V
D53 6 минор V

Уменьшенный секстаккорд

Как воспринимать Чем может быть тональности Разрешение Ступень в басу
Ум. 6 II6 Мажор, минор IV
VII6/VII#6 Мажор, минор II
VI#6 Мелодический минор I

Минорный секстаккорд

Как воспринимать Чем может быть тональности Разрешение Ступень в басу
Минорный 6 II6 мажор IV
Мажорное 53 с секстой D53 6 мажор V