По характеру звучания (фонизму) гармонические интервалы делятся на консонансы и диссонансы. Консонансами называются те интервалы, звуки которых на слух как бы сливаются и образуют мягкое (относительно мягкое) и акустически устойчивое звучание, не требующее разрешения.
Диссонансами называются те интервалы, звуки которых как бы противоречат друг другу и не сливаются в слуховом сознании воедино, требуют разрешения, т.е. перевода в консонанс.
Степень диссонантности или консонантности гармонических интервалов в значительной мере определяется наличием и яркостью звучания биений (периодическое изменение интенсивности колебания источника звука; образуются в результате сложения двух гармонических колебаний с близкими частотами, возникающих между обертонами звуков интервала.
У чистой примы и чистой октавы при точной настройке между слышимыми обертонами их нет. В чистой кварте и чистой квинте биения не воспринимаются человеческим слухом. Терции и сексты дают ощутимые биения (большие – меньше, малые – больше), но они не нарушают консонантности интервала.
Консонансы делятся на:
- абсолютные (весьма совершенные) – ч. 1, ч.8;
- совершенные – ч.5, отчасти ч.4 (в аккорде ч. 4 к басу считается диссонансом);
- несовершенные – б. и м. 3, б. и м. 6.
Восприятие консонансов и диссонансов зависит также от регистра и октавной удалённости звуков интервала. Так, секста в низком регистре звучит не вполне консонантно, так как биения у низких звуков гораздо слышнее, чем у высоких.
В высоком регистре характер звучания интервалов при прочих равных условиях смягчается, проясняется.
Все остальные интервалы – диссонансы (м. и б. 7, м. и б. 2, отчасти ч.4, все увеличенные и уменьшенные интервалы (большая часть из них – ладовые диссонансы)).
4 аспекта кон/диссонирования:
- математический (консонанс – более простое соотношение чисел колебаний, диссонанс – более сложное);
- физический, или акустический (диссонансы имеют более длинные периоды повторяющихся групп колебаний звучащего тела, чем консонансы, и поэтому дают более сильные биения);
- физиологический (консонансы – мягкое звучание, диссонансы – заострённое, раздражающее, беспокойное);
- психологический (консонанс – выражение логической опоры, покоя, отсутствия стремлений, диссонанс – носитель напряжения, направленности к консонансу-устою, фактора движения).
В ладовых системах европейской многоголосной музыки спад напряжения при переходе от диссонанса к консонансу (разрешении) создаёт особого рода ощущение удовлетворения, превращаясь в важный эстетический фактор. Чередование консонанса и диссонанса образует как бы «гармоническое» дыхание музыки.
Пифагорейцы относили к консонансам только октаву, квинту и кварту. В 13 веке к консонансам стали относить терцию, а затем и сексту. На рубеже 16-17 веков диссонансы стали вводиться без подготовки консонансами, на рубеже 19-20 веков диссонансы уже необязательно разрешаются в консонансы.
Последователи Пифагора различали консонансы и диссонансы в зависимости от числовых отношений тонов, последователи Аристоксена считали критерием консонантности «приятность» созвучий для слуха.
В XX веке градация сонантности осознаётся как многоступенная.
Градация сонансов по Хиндемиту:
Ч. 1 |
Ч. 8 |
Ч. 5 |
Ч. 4 |
М. 6 |
Б. 3 |
Б. 6 |
М. 3 |
М. 7 |
Б. 2 |
тритоны |
Б. 7 |
М. 2 |
1:1 |
2:1 |
3:2 |
4:3 |
8:5 |
5:4 |
5:3 |
6:5 |
8:7 |
7:4 |
7:5 (ум. 5), 10:7 (ув. 4) |
16:15 |
15:18 |