SolFa

Details

2. Ключ

Ключ – это знак на нотном стане, определяющий звуковысотное положение нот. Он ставится в начале каждого нотоносца на одной из линий и устанавливает высоту соответствующего ей звука. Исторически названия и современные графические написания ключей произошли от буквенной нотации. В настоящее время основными (т.е. наиболее употребительными) являются два ключа: Соль и Фа, однако наряду с ними применяется также (хотя и в значительно меньшей степени) ещё и ключ До. Поначалу все ключи представляли собой соответствующие буквы латинского алфавита, но постепенно их написание эволюционировало, пока не приняло современных форм. Ключи Соль ставились на 1 и 2 линиях нотоносца, указывая положение ноты соль первой октавы. Ключ Соль на второй линии называется скрипичным, т.к. он очень удобен при записи нот для скрипки (учитывая ее диапазон), и вся скрипичная литература написана именно в этом ключе. В XVII-XVIII веках встречался также ключ Соль на первой линии нотоносца, который называл старофранцузским ключом. В нём, например, написаны партии I и II флейт в 4 Бранденбургском концерте G-dur И. С. Баха. Он читается как басовый ключ, но с переносом звуков на две октавы выше. Старофранцузский ключ давно вышел из употребления и сейчас используется лишь в воссоздающих оригинал переизданиях сочинений старинной музыки. Ключ Фа писался на 3, 4 и 5 линиях нотного стана. Справа от него ставятся две точки, обрамляющие нужную линию и показывающие, что именно на ней помещается нота фа малой октавы. Ключ Фа на четвёртой линии называется басовым, т.к. он очень удобен при записи нот (без большого количества добавочных линий) для низких человеческих голосов (бас, баритон) и музыкальных инструментов (виолончель, контрабас, фагот, туба и т.д.). В старинной музыке ключ Фа встречался также на третьей линии (баритоновый, совпадает с баритоновым ключом До) и на 5-й (басопрофундовый, читается как скрипичный, но с переносом звучания на две октавы вниз). В средние века, особенно в хоровой полифонической музыке строгого стиля, широко применялись ключи До, которые определяют положение на нотном стане ноты до первой октавы. Ключ До мог быть на всех 5 линиях (в зависимости от голоса, для которого писалась партия): на 1 линии – сопрановый, на 2 – меццо-сопрановый, на 3 – альтовый, на 4 – теноровый, на 5 – баритоновый (совпадает с баритоновым ключом Фа). Сейчас из них употребляются только альтовый (для смычкового альта, реже для английского рожка) и теноровый (реже; высокие ноты для виолончели, тромбона, фагота). Графической разновидностью ключа До является цефаутный ключ. Название его соответствует гексахордовой системе сольмизации: звук C получает названия fa и ut, взятые из разных гексахордов (6-ступенных диатонических звукорядов). Применялся в XVII веке в т.н. Киевском знамени (квадратном нотном письме) для записи одноголосных обиходных песнопений. Все ключи вместе образуют единую систему, в центре которой ключи до, а по краям ключи соль (слева) и фа (справа). В этой системе есть своя субсистема – скрипичный и басовый ключи, которые как бы продолжают друг друга, их соединяющее звено – до первой октавы, т.к. в скрипичном ключе он пишется на первой добавочной линии снизу, а в басовом – на первой добавочной сверху, т.е. на одной и то же линии между обоими нотоносцами, которая объединяет их в 11-линейную систему. Смысл применения различных ключей заключается в том, чтобы избежать при записи большого количества добавочных линий.