SolFa

Details

Мажоро-минор

Мажоро-минор - это ладовая система, объединяющая диатонику одноименных или параллельных тональностей. Соответственно мажоро-минор может быть одноименным (например, в до мажоре появляются аккорды из натурального до минора вроде Es-dur'ного трезвучия) и параллельным (в до мажоре аккорды из гармонического ля минора вроде E-dur'ного трезвучия). Обычно один из ладов преобладает, поэтому часто говорят мажоро-минор (когда главный - мажор) и миноро-мажор (когда главный - минор).. Одноименный мажоро-минор значительно популярнее, основная причина в том, что это объединение разных ладов одной тональности (До мажор и до минор - тоника едина), и смена тоники на одноимённую популярна с эпохи барокко с её мажорными окончаниями минорных произведений. В классической музыке, например, очень популярна модуляция в тональность через подготовку её одноимённого лада. Самый распространённый аккорд мажоро-минора - параллель к минорной S, т.е. трезвучие шестой низкой ступени, используемое в прерванном обороте у венских классиков. Из минора в мажор переходят трезвучия III, VI, Vнат, VII ступеней и называются соответственно "трезвучие третьей низкой ступени", при параллельном мажоро-миноре - III ступень (изначально это D). Из мажора в минор переходят трезвучия II, III, IV, VI ступеней, при параллельном - VI минорная (изначально это минорная S). Для III и VI существует система наименования: VI - субмедианта, III - медианта. На расстоянии малой терции получается малая медианта/субмедианта, на расстоянии большой - большая медианта/субмедианта. Ладовое наклонение этих аккордов соответствует ладу тональности. Часто к этому списку добавляется вторая низкая ступень, хотя она не существует в диатонике мажора или минора. Возможно использование этих аккордов при модуляции. В таком случае общий аккорд в одной из тональностей будет аккордом мажоро-минора. Например, из D-dur в F-dur можно пойти через трезвучие низкой VI ступени, которое будет в фа мажоре S53. Аккуратнее всего к нему можно прийти через прерванный оборот в ре мажоре. В целом, при движении в сторону бемолей удобно идти через мажоро-минорный аккорд к исходной тональности, а в сторону диезов - мажоро-минорный аккорд к будущей тональности (или через N6).